Школьные годы чудесные... Каждый человек запоминает свою школьную пору и бережно проносит эти воспоминания сквозь свою жизнь. Первые друзья, первая любовь, первые самостоятельные решения - все это дарит тебе школа. Но, не смотря на все прекрасные слова, сказанные выше, у школьников возникает много проблем именно в школе. Одна из проблем – принуждение к обязательной школьной практике. А законно ли это?
Летняя трудовая практика — это одна из лучших и полезных школьных традиций, это живое творческое дело, в котором проявляются лучшие качества личности, организаторские и управленческие навыки, выявляются ребята с лидерскими способностями. Достаточно сказать, что во время выборов школьного актива зачастую ребята в классе и в школе учитывают в том числе, как тот или иной кандидат зарекомендовал себя во время летней трудовой практики.
Большинство ребят называют школу своим вторым домом. Они так и относятся к ней, как к дому — стараются беречь и сохранять. Летняя практика начинается с проведения рейдов по школе. В результате выясняется, каким помещениям школы требуется ремонт, покраска, какую школьную мебель нужно починить, какие работы необходимо выполнить на территории школы. На втором этапе определяются трудовые бригады, которые будут заниматься определённым видом работы: шпаклёвка, покраска, замена выпавшей плитки, реставрация стен, починка мебели. При распределении поручений мы стараемся учесть не только умения ребят, но и состояние здоровья. Тот, кто не может выполнять ремонтные работы, помогает приводить в порядок книжный фонд в школьной библиотеке, моет и чистит кабинеты и другие школьные помещения, наводит порядок в школьной раздевалке, столовой и т.д. В это же время составляется график занятости педагогов школы на практике. Каждый классный руководитель и учитель-предметник трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Это зачастую помогает многое узнать друг о друге и сделать взаимные неожиданные и приятные открытия. Ребята с энтузиазмом и творчески трудятся на порученных участках работы, стараясь выполнить её не только качественно и в срок, но и красиво. Но наиболее ценно то, что, справившись со своей работой раньше, ребята не отсиживаются в стороне, а сами приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Много раз мы наблюдали, что не очень активные ребята, не нашедшие себя в классном коллективе, буквально преображались во время практики. Дети в большинстве своём ценят оказанное им взрослыми доверие и стремятся достойно оправдать его. Особенно те, на долю которых нечасто приходятся похвалы в других видах деятельности. А ребятам, недавно пришедшим в школу, практика помогает ещё лучше узнать друг друга, сдружить и укрепить коллектив класса.
Окончание практики — праздник для всех: преображается школа, радуются ребята и учителя результатам своего труда и наступлению долгожданных и заслуженных каникул.
Но есть одна проблема, когда нет этого самого желания помочь родной школе, ну или, например, возможности.
Лично когда я училась в школе, нас ЗАСТАВЛЯЛИ отрабатывать практику, а если у тебя есть веские причины этого избежать (родители, отъезд, состояние здоровья), то ты в обязательном порядке должен был принести какой-нибудь «откуп» виде например банки краски или упаковки бумаги для принтера. У меня такой подход к практике всегда пробуждал сомнения, есть ли права у школы на принудительную отработку.
Почитав устав школы (а все они пишутся по одному и тому же шаблону) я не нашла нигде ни слова про ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ отработку.
Все что мне встречалось было сформулировано виде «привлечения к работе», т.е. по сути, работе по желанию. Вот пример: «Обучающиеся привлекаются к различным работам для своей школы; к труду на пришкольном участке, изготовлению и ремонту оборудования кабинетов, мебели, мастерских, благоустройству школьной территории и др.» Но даже при таких «привлечениях» ваша работа не должна превышать недельные сроки. «Продолжительность рабочего дня не должна превышать 3 часа. Общая продолжительность труда обучающихся в период летних каникул не должна превышать 1 неделю». Хотя, как известно всем, все законы можно обойти, причем способы для этого миллионы. Вообще все правила отработки должны быть описаны в «ПОЛОЖЕНИИ о летней трудовой практике обучающихся». И если вас что то смущает, то вы можете попросить это положение. Наверняка вы найдете там ответ на ваш вопрос, и я уверена на 90 процентов, что там не будет ни одного слова ОБЯЗАТЕЛЬНО. Но есть и другая сторона. Допустим вы доказали что вы не обязаны отрабатывать и не горите желанием, тогда может произойти такая ситуация, что вас будут в последствии «притеснять» за выражение собственного мнения и желания. К сожалению в нашем обществе это вполне ожидаемо, и доказать это вы никогда не сможете. Потому что учитель всегда найдет то, за что вас упрекнуть. Не стоит забывать и об этом.
Труд учеников в школе во внеурочное время не является сферой правового регулирования трудового законодательства, так как администрация школы не является работодателем, а ученики - работниками. Но вопрос своевременный. Если в Уставе школы предусмотрено, что вопросы трудового обучения и воспитания учащихся во внеурочное время регулируются локальным актом, например, Положением о трудовом обучении и воспитании в образовательном учреждении, то вполне можно говорить о правомерности работы учеников по ремонту и благоустройству школы и пришкольной территории. В данном Положении должно быть указание об общем количестве часов получения учениками трудовых умений и навыков в рамках трудового обучения и воспитания во внеурочное время, о количестве часов в течение дня, об ответственных педагогах в период трудового обучения и воспитания, должны быть предусмотрены меры безопасности жизни и здоровья учащихся. Во избежание споров данное Положение должно быть утверждено на, совете школы, педагогическом совете, на общешкольном родительском комитете, на заседаниях других коллегиальных органов, которые сформированы и действуют в образовательном учреждении.
Вот пример Положения:
Положение о прохождении учащимися школы летней пришкольной трудовой практики
1. Общие положения.
1.1. Летнюю пришкольную трудовую практику проходят учащиеся 5-10 классов. Учащиеся с 5 по 8 классы отрабатывают практику на пришкольном участке по 5 дней в неделю. Продолжительность рабочего дня для учащихся: 10-11 лет 2 часа, 12-13 лет 3 часа, 14-15 лет 4 часа, 16-17 лет 6 часов.
1.2. Целью летней трудовой практики является активизация деятельности учащихся по благоустройству школы и школьной территории.
1.3. Общее руководство пришкольной трудовой практикой осуществляет заместитель директора по внеклассной воспитательной работе по приказу директора школы.
2. Содержание и формы деятельности.
2.1. В журнале заявок учителями и работниками школы фиксируются заказы на выполнение различных работ для учащихся, проходящих практику.
2.2. Деятельность пришкольной трудовой практики включает:
- работу на пришкольном участке (уход за цветами и зелеными насаждениями, вскапывание земли, побелка деревьев и кустарников, очистка пришкольного участка от мусора, работа в теплице).
- Мытье окон, стульев, парт, полов, стен.
- Ремонт школьной мебели.
- Очистка пришкольной территории от мусора.
- Оказание помощи библиотекарю школы (ремонт книг).
- Ремонт класса и т.д.
3. Руководство трудовой практикой.
3.1. Приказом директора школы, ответственным за организацию и проведение трудовой практики назначается заместитель директора по внеклассной и воспитательной работе.
3.2. Заместитель директора определяет воспитателей трудовых отрядов, на которых возлагается контроль и ответственность за прохождение учащимися школы летней трудовой практики.
4. Права и обязанности ответственных и воспитателей за организацию и проведение практики.
4.1. До начала работ воспитатели должны провести с учащимися инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.
4.2. Ежедневно фиксировать присутствующих (отсутствующих) учащихся.
4.3. Объем выполненных работ ежедневно заносить в журнал по трудовой практике.
4.4. По истечению срока прохождения практики представлять учащихся у '•* вынесения им благодарности за хорошо выполненные работы или для порицания.
4.5. Ответственность за жизнь и безопасность детей во время прохождения практики несет воспитатель, закрепленный приказом директора школы за трудовым отрядом.
5. Права и обязанности учащихся при прохождении практики.
5.1. Перед началом работ (после прохождения инструктажа) учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
5.2. В соответствии с заказами и с требованиями воспитателя - трудового отряда, учащиеся должны аккуратно и в срок выполнять порученную им работу.
5.3. Учащиеся, уходящие из школы после 9 класса, школьную практику не отрабатывают.
5.4. На основании заявления родителей (по уважительной причине) и разрешения директора школы учащиеся могут быть освобождены от прохождения практики.
5.5. Учащиеся, не прошедшие пришкольную практику без уважительной причины, привлекаются к отработке в августе, а также в течение учебного года.
Комментарии
Обязательными на основании чего? Есть документ какой то, который обязует детей город убирать?
при чем у меня есть справка о том,что у меня аденоиды и аллергия,аденои ды воспалены с мая,а аллергия с весны и все лето оычно продолжается,а мне говорят,что в учебное время ты занимаешься физкультурой,та к же занимаешься технологией,тог да почему ты должна не отрабатывать летом,а ответ таков,что у меня аллергия начинается весной и продолжалжается все лето,как я могу отрабатывать??? и они не хотят брать эту справку
Не становитесь РАБАМИ!!! Хоть это так нравится многим наглым взрослым!!!
Это означает, что школа не может приказывать ученикам участвовать в дежурстве. Если школа принуждает ученика дежурить, то он может обжаловать действия школы. Для начала можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет вас заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить вас от дежурств – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка. Если и это не поможет, ваши родители могут подать на школу в суд.
А что делать, если обязанность дежурить записана в Уставе школы? Во-первых, прочитайте этот устав и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае помните, что устав школы не может противоречить закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствовать ся не уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и законом.
Но есть проблемы самообслуживани я, которые так или иначе нужно решать. Например, понятно, что очень трудно накормить учеников в школьной столовой за 15-минутную перемену, если за 10 минут до конца урока в ней не появятся дежурные. Поэтому руководители школ и учителя внедрили дежурство в школьную программу.
Не ходи, придумай причину и не парься!!! Ходи на пляж загорай!
Статья 13. Устав образовательног о учреждения
1. В уставе образовательног о учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательног о учреждения;
2) учредитель;
3) организационно- правовая форма образовательног о учреждения;
4) цели образовательног о процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательног о процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
(в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
в) продолжительнос ть обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательног о учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательног о учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
(пп. "а" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
б) финансирования и материально-тех нического обеспечения деятельности образовательног о учреждения;
в) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
г) осуществления предприниматель ской и иной приносящей доход деятельности;
(пп. "г" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательног о учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
(пп. "д" введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предприниматель ской и иной приносящей доход деятельности;
(пп. "е" введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственн ых образовательных учреждений и автономных учреждений);
(пп. "ж" введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательног о учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательног о учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательног о учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательног о учреждения;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующи х деятельность образовательног о учреждения.
2. Устав гражданского образовательног о учреждения в части, не урегулированной законодательств ом Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственног о образовательног о учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственног о образовательног о учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательног о учреждения - органом местного самоуправления.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательног о учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательног о учреждения.
4. Локальные акты образовательног о учреждения не могут противоречить его уставу.
Как Вы видите Устав придумывается не из головы. Давайте определимся: Вас смущает то, что ребенка заставляют работать или то, что ребенку не платят за это деньги?
мой ребенок заканчивает третий класс. Уже в прошлом году его отправили на практику. В этом тоже настаивают. Насколько я поняла, начальная школа вообще не должна участвовать в этом "безобразии". Есть ли какие-то общие нормативные акты на эту тему, кроме Устава и Положения? Или все регламентируетс я именно Положением?
А вот это уже они зря. Трудовая практика, насколько мне известно, начинается после 4-го класса. Я думаю Вам следует поговорить с учителем и выяснить ситуацию.
2. К предприниматель ской деятельности образовательног о учреждения относятся:
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных ) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных внереализационн ых операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предприниматель скую деятельность образовательног о учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
Вам нужно обратится к руководству образовательног о учреждения и попросить Устав и ознакомиться с ним. Заработная плата за практику школьникам не выплачитвается.
Никто, никому, ничего не "ОБЯЗАН" на это должно быть желание самого ребёнка, если его нет то и разговоров о отработке быть не может. Более того все отработки в школах являются незаконными, если вам будут звонить и говорить "Если он не отработает то он не будет переведён в следующий класс" то это уже тянет на статью, вам нужно будет записать на диктафон слова учителя и обратится с этой записью к директору.
Если не поможет, можно обратится выше.
RSS лента комментариев этой записи